Атопический дерматит у ребенка психосоматика

Атопический дерматит у ребенка психосоматика

Лечение атопического дерматита — дело зачастую долгое и сложное. Сотрудничество с профессиональным психологом, владеющим методами работы с заболеваниями, может существенно помочь в лечении ребенка. Симптомы могут снизить остроту проявления или пройти совсем, если будет проработана психологическая причина заболевания.

Процессуальная психология хорошо работает именно с телесными симптомами, имея в своем распоряжении проверенные алгоритмы действий. Что особенно важно при работе с детьми, процессуальный психолог может максимально точно работать с родителем ребенка и получить нужный эффект. В таком случае, если ребенок маленький или его неудобно везти на прием к психологу по иным причинам, такая работа может оказаться лучшим вариантом.

  • Каким образом работает процессуальный психолог, на что он опирается в своей работе, если у него на приеме — мать или отец ребенка, а не сам маленький пациент?

Психолог опирается как минимум на семью и взаимосвязь ребенка с родителями. Эта связь так сильна, что при заболевании одного члена семьи, как правило, все остальные тем или иным образом вовлечены в этот процесс. У процессуального психолога также есть иные возможности для точной и эффективной работы, но о них как-нибудь в следующий раз.

Итак, рассмотрим п сихосоматический процессуальный подход на примере лечения атопического дерматита у ребенка 10-ти месяцев.

Дано: Ребенок с диагнозом атопический дерматит, 10 месяцев, дерматит с 3-х месяцев жизни. Официальная медицина не выявила причины заболевания, и эффективного лечения, соответственно, пока не предложила.

На приеме: мама, 31 год, высшее образование, бухгалтер, в декретном отпуске. Семья полная, ребенок один.

Жалобы: высыпания на руках и ногах ребенка, постоянный зуд на коже, расчесы, беспокойный сон, капризное беспокойное поведение в период бодрствования. Фактически ребенок успокаивается только на руках, чаще у матери.

  • На первой консультации произошло осознание причинно-следственной связи симптоматики ребенка и ситуации в семье. Основная работа по изменению своего отношения к ситуации, и принятию новых решений произошла на двух последующих консультациях.

В процессе беседы с мамой установлено, что с момента рождения ребенка отношения с мужем стали менее близкими, ухудшился контакт. Женщина связывала это с нехваткой времени и большим количеством внимания к ребенку.

Процессуальный психолог предложила рассказать о симптоме ребенка более подробно и проявить его. Женщина сразу стала говорить о зуде и расчесах, что и продемонстрировала.

Показывая и ощущая на себе зуд малыша и его чувства при этом, мама осознала, что ребенок получает явное удовольствие при расчесах. Это ее удивило. Таким образом, с помощью психолога она выяснила ранее скрытый аспект происходящего.

Раскрывая этот процесс в процессуальном подходе, женщина смогла осознать, насколько сильно в симптоме присутствует телесное удовольствие. После вопросов на осознавание клиентка обратила внимание, что в их с мужем супружеской жизни сейчас не хватает телесного удовольствия. Себя саму, а именно — свое тело, она также привычно лишает заботы и удовольствий.

В этот момент мы можем заметить явную связь симптома ребенка с семейной системой, а именно — с отношениями родителей как мужчины и женщины. Домашним заданием для клиентки стало выполнение по одному «удовольствию» для тела в день. Также нужно было записать свои ощущения от этого.

  • На второй консультации с помощью психолога клиентка прояснила причины отдаления от мужа, собственное стремление к близости с ним и препятствующие страхи. Также она обратила внимание, что основное успокоение от зуда ребенок получает именно в телесном контакте, на руках, при объятиях или совместном сне.

С помощью процессуального подхода клиентка поработала над своим страхом отвержения в отношениях. Она сама подсознательно отвергала свое тело, поэтому проецировала эти ожидания на супруга. По поводу выполнения домашних заданий: клиентка призналась, что ей было сложно решаться каждый раз делать что-то приятное, а пару дней просто не нашлось на это времени. Это подтвердило ее осознавания по поводу собственного запрета на телесные удовольствия.

С помощью психолога клиентка смогла резюмировать, что практически полностью осознала причину возникновения подобного симптома в их семье.

Она сформулировала это, как демонстрацию ребенком семейного симптома острого недостатка в телесном удовольствии от общения друг с другом, своеобразной «радости тела», потребности во взаимном контакте.

После чего клиентка сообщила о своем намерении восстановить отношения с мужем, добавив в них телесный контакт и близость.

На этом вторая встреча была завершена.

  • На третьей встрече клиентка сообщила о существенном улучшении состояния ребенка. Также она сказала, что отношения с мужем улучшились, и она «чувствует себя более наполненной в них». При этом она говорила о своем волнении, страхах, связанных с телом и удовлетворении своих желаний, в том числе в отношениях.

Женщина выяснила, что она не только запрещает себе исполнять желания, она пытается полностью игнорировать их, не проявляя стремления к желаемому. Она считала, что такие стремления делают ее уязвимой, потому что она «скорее всего не получит желаемое».

С помощью психолога женщина попробовала говорить о своих желаниях, и сделала вывод, что она готова попробовать это сделать в реальности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Атопический дерматит народные средства для детей

Женщина подтвердила осознание взаимосвязи улучшения состояния ребенка и разрешения себе телесного удовольствия, в том числе в отношениях с супругом.

Она сказала, что это осознание много значит для нее и теперь она понимает, про что эта болезнь у ребенка: атопический дерматит, сопровождаемый зудом и расчесами. Она сообщила, что теперь знает, в каком направлении двигаться, если ребенок будет продолжать расчесывать себя.

На этом консультирование было «временно» прекращено, по желанию клиентки.

  • На примере этого случая мы можем видеть, как работа с психологом помогла матери понять, почему ее ребенок болеет и что она может делать для его выздоровления. Такая психологическая работа, направленная на изменения в отношениях внутри семьи, целительно действует на каждого ее члена — как на ребенка, так и на родителей.

Процессуальный подход в данном случае был наиболее эффективен в начале работы, с его помощью женщина получила внезапное для нее осознавание — о том, что сам симптом — про удовольствие.

Я считаю, что это открытие, сделанное с помощью психологической работы, задало тон дальнейшему движению. И замечательно, что уже при первых шагах в нужную сторону сложный и ранее неясный симптом ребенка начал ослабевать. Это облегчило напряженную ситуацию в семье, и мать ребенка заметно расслабилась.

В такой работе психологу важно поддержать родителя, помочь ему увидеть верное направление, но ни в коем случае не дать понять, что родитель является виновным в болезни ребенка. Чувство родительской вины в России особенно распространено, но оно только утяжеляет ситуацию, ввергая всех в еще большее отчаяние, и одновременно замедляет движение к исцелению.

Поэтому важной задачей психолога является поддержка родителей больного ребенка. Ведь если они уже обратились за помощью к психологу, это значит, что они стремятся помочь и себе и ребенку — даже если для этого придется меняться самим. Это непростой путь, но это благодарная работа.

Источник: http://apokrov.ru/psikhosomatika-atopicheskij-dermatit-u-rebenka

Психосоматика Дерматит атопический у детей

В исследованиях по психосоматике основной причиной атопического дерматита у детей является разделение между матерью и ребенком, отсутствие физической близости между матерью и ребенком.

Малкина- Пых [1] пишет, что при анализе личной истории пациента с кожным заболеванием можно выявить ранний дефицит в сфере тела и ощущений. Мать может описываться, как недостаточно дающая тепло, отвергающая ребенка, отец – аналогично, как человек, не уделяющий ребенку достаточно времени.

Р.Г.Хамер [2] пишет, что во время конфликта разделения (ребенок разделяется на время с матерью), потери физического контакта с матерью, с семьей «происходит образование язв кожи, которые невозможно обнаружить макроскопически». После восстановления контакта с матерью происходит «восстановление ткани: кожа набухает, становится красной, горячей и чешется (зуд)… Кожа кажется больной, но на самом деле происходит ее исцеление». Если конфликт разделения длился долго, то фаза исцеления может быть длинной.

Жильбер Рено [3] подтверждает, что в основе всех заболеваний кожи лежит конфликт разделения, переживания по поводу того, что остался в одиночестве.

На консультации по поводу атопического дерматита у детей обращались матери, которые сообщали о том, что много времени проводят со своими детьми, и никаких видимых конфликтов разделения с ребенком в их семьях не наблюдалось.

Тем не менее, разделение с ребенком у нескольких матерей обнаружилось на бессознательном уровне при использовании психотехнологий работы с бессознательным психотерапевтической модальности «Интегральное нейропрограммирование» С.В.Ковалева.

Женщина, 25 лет, сообщает об атопическом дерматите дочери (5 лет), начиная с 6 месяцев. Говорит, что практически не может отойти от ребенка. Девочка не ходит в сад, потому что не может переносить даже кратковременного отсутствия мамы.

Очевидно, что ребенок постоянно боится разрыва с матерью. Однако, несмотря на то, что мама присутствует все время рядом, атопический дерматит распространен по всему телу. Значит, разделение с матерью все же происходит.

Я прошу женщину найти в пространстве кабинета (использование пространственного кода бессознательного) место, где бы она поместила себя, положив маркер. И место, где она поместила бы дочь. Расстояние между матерью и дочерью оказывается около полутора метров. Дочь находится правее. Полтора метра в личном пространстве между матерью и еще не взрослым ребенком свидетельствует о том, что мать бессознательно отдаляет дочь от себя. И женщина подтверждает, что, несмотря на то, что она все время рядом с ребенком, она устала от обязанности все время находиться с дочерью и хочет ее отдалить. Визуализация образа ребенка показала, что ребенок чувствует себя напряженно на таком расстоянии и рвется к матери.

Я спрашиваю, когда это произошло – помещение ребенка на столь далекое в личном пространстве расстояние. К своему удивлению, женщина осознает, что это разделение произошло не недавно, а через несколько месяцев после рождения ребенка (примерно тогда и проявился атопический дерматит).

На вопрос, что, как ей кажется, послужило этому, женщина ответила, что почувствовала себя связанной постоянными обязательствами, она ощутила невозможность заниматься своими делами, работой. Именно тогда она бессознательно начала сопротивляться постоянному пребыванию с ребенком, отстранив дочь в бессознательном от себя, фактически находясь все время рядом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Купить эмоленты при атопическом дерматите для детей

Часто осознания бессознательных процессов бывает достаточно, чтобы изменились образы в бессознательном.

Практически сразу женщина в личном пространстве приблизила дочь, и она стала находиться на расстоянии вытянутой руки. При визуализации образа дочери, женщина увидела, что ребенок расслабился и не испытывает дискомфорта.

На следующей консультации женщина сообщила, что проявления атопического дерматита стали меньше, зуд уменьшился, ребенок стал меньше капризничать, меньше требовать присутствия матери.

Женщина, 35 лет, девочка, 3,5 года с атопическим дерматитом, начиная с 2-го месяца.

После просьбы определить место ребенка в пространстве, женщина поместила его рядом с собой на расстоянии вытянутой руки. Однако моментально сказала, что ребенок в ее визуализации находится в прозрачном коконе, который не дает подойти близко к ребенку. На вопрос, кем был создан этот кокон, женщина ответила, что это она создала его, потому что, как она теперь понимает, глядя на этот кокон, она бессознательно отторгает ребенка.

Далее необходимо было подробно изучить кокон: из чего он сделан, какова его текстура на ощупь, теплый или холодный, стоит или вращается, и так далее. Чем больше клиент определяет характеристики визуализируемого объекта, тем лучше и эффективнее он вовлекается в бессознательные процессы.

Кокон был неподвижный, холодный и шершавый. На вопрос, испытывала ли женщина еще когда-нибудь такие ощущения, она сразу ответила, что испытывала подобные ощущения при общении с мамой.

На мой вопрос, получается ли так, что подсознательно, женщина воспринимала дочь, как свою маму, и пыталась отделиться от нее коконом, женщина ответила утвердительно. Подобное «замещение» встречалось неоднократно и в других случаях, когда вместо ребенка вдруг визуализировалась мама, с которой были напряженные отношения, после чего становилось понятно, почему по отношению к ребенку изначально устанавливалось раздражение.

С женщиной была проведена психотерапевтическая работа по трансформации обид, раздражения на мать. Была проведена психотехнология возврата в наиболее драматичные и травмирующие моменты с матерью, в которых женщина, будучи ребенком, получала все необходимые ресурсы любви, спокойствия, осознавала происходящее заново под другим углом зрения, трансформировала накопленные оскорбления внутри себя.

Результатом работы стало «растворение» кокона вокруг ребенка, осознавание ребенка, как отдельную личность, принятие ребенка, установление связей с ребенком.

После психотерапевтической работы в течение нескольких дней проявления дерматита серьезно снизились.

Женщина, 34 года, девочка, 5 месяцев, атопический дерматит почти с рождения.

Параллельно с жалобой на атопический дерматит, мать сообщила, что испытывает сильное раздражение по отношению к плачу ребенка. Он буквально выводит ее из себя, она чувствует себя совершенно беспомощной. Единственное желание при этом – уйти куда-то, убежать, закрыться от «капризов» ребенка.

По моей просьбе женщина представила свою часть – самостоятельную единицу сознания [4] – которая реагирует на крик ребенка. Это оказалась девочка 6-7 лет, которая в ужасе от того, что ей что-то нужно делать с маленьким ребенком. Мама девочки осознала, что она не действует с позиции взрослого в общении с ребенком, и потому ей не комфортно и даже страшно взаимодействовать с дочерью.

В процессе психотерапии мы определяли, что мешает внутренней девочке взрослеть и что ей не хватает для взросления, ресурсировали внутреннего ребенка, давали возможность ему вырасти, формировали внутреннего взрослого. После терапии женщина ощутила, что не чувствует страха при общении с дочерью, теперь у нее нет необходимости «сбежать» от нее. Через несколько дней проявления атопического дерматита у ребенка сократились.

  1. Малкина-Пых, Психосоматика 2008.
  2. Р.Г.Хамер, Научная карта Германской Новой Медицины, 2012
  3. Gilbert Renaud, Recall Healing “Pyramid of Health”, 2013
  4. С.В.Ковалев, Команда нашего Я, 2015

Источник: http://elenaguskova.ru/psihosomatika-dermatit-atopicheskij-u-detej/

Психосоматика развития атопического дерматита у детей

Психосоматика атопического дерматита предусматривает объединение патогенеза, клиники, лечения и профилактики заболевания с психоанализом непосредственно развития симптоматики. В процессуальной психологии оценка состояния больного опирается на телесные проявления, в соответствии с установленным алгоритмом действий.

Особенно важна психосоматика при работе с детьми, так как в данном случае психолог, для получения максимально точного результата, может работать в тесном сотрудничестве со всеми органами семьи. Врач определяет взаимосвязь родителей с ребенком и психологические причины вовлечения маленького пациента в патологический процесс.

Психосоматические причины развития болезни

Специалисты выделяют 3 этапа развития заболевания, с учетом возрастной категории пациента:

  1. Младенческая стадия – от 0 до 3 летнего возраста малыша
  2. Детская — от 3 лет до 7
  3. Подростковая – от 7 лет до 14.

У детей до полугода развитие атопии встречается в 44% случаев. В течение первого года жизни болезнь наблюдается у 60% маленьких пациентов, а после 5 лет процент заболеваемости резко снижается, достигая всего 20%, что объясняется более стойким иммунитетом и функциональностью пищеварительной системы. Лечение атопического дерматита у детей достаточно часто затруднено рецидивирующим характером и сочетанием с различными видами хронических заболеваний.

У различных видов и областей возникновения болезни существует характерный набор из эмоций, комплексов и различных фобий, которые оказывают непосредственное влияние на развитие и течение болезни.

Для проведения психоанализа дерматита у детей, а также у взрослых пациентов, должны учитываться все патологические и психологические аспекты.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Мазь при атопическом дерматите у детей отзывы

У детей при развитии атопического дерматита психосоматика имеет существенные отличия, в зависимости от места локализации проявлений (на лице, теле, руках и т.д.). Но существуют общие основы психосоматики дерматита.

В их число входят:

  • пониженная самооценка с неприятием личностных качеств;
  • боязнь заслужить низкую оценку, окружающих ребенка, людей;
  • чувство неполноценности, низкая биоэнергетика;
  • повышенная чувствительность и ранимость;
  • обостренное чувство обиды и подавление негативных эмоций внутри себя.

В зрелом возрасте развитие негативной симптоматики возможно в результате психологического конфликта пациента с собственным мировоззрением, поэтому при лечении, психолог, в первую очередь, старается привести в равновесие самооценку больного, с дальнейшими рекомендациями о пересмотре отношения к болезни.

Психологический портрет больного

Тяжесть психосоматической реакции определяется поведенческими реакциями пациента. Психологический портрет ребенка с атопическим дерматитом оценивается следующими критериями.

Капризность

Ребенок капризничает. С ним достаточно трудно найти общий язык, особенно в быту. При малейших нарушениях его требований, он замыкается, что значительно затрудняет диагностику.

Обидчивость и нервозность

У пациентов отмечается повышенная нервозность, их речь достаточно негативна по эмоциональности. Больные считают, что окружающие не способны оценить их реальное состояние, что ведет к развитию обострений дерматита.

Самореализация и уединение

Характерным проявлением является уединение больного, который таким образом стремится скрыть свои эмоции. При хроническом дерматите самоизоляция пациента выражена более сильно.

Трудность принятия решений

При конфликтных ситуациях пациенту трудно принять правильное решение или совершить конкретное действие, несмотря на то, что внешне он может согласиться с чужим мнением.

Развитие атопического дерматита предусматривает постоянное наблюдение за течением патологического процесса и обязательную терапию, которая должна обладать системным подходом. Самостоятельно справиться с дерматитом удается достаточно редко, поэтому психосоматическое лечение атопического дерматита следует начинать с раскрепощения ребенка в общении с близкими.

Для этого психотерапевт может использовать такие методики, как выработка коммуникативного навыка и тренинг контроля эмоциональности. Ребенку необходимо объяснить, что он находится под защитой своих родных, научить справляться с внешними и внутренними конфликтами. Для получения результативности лечения психосоматический дерматит требует внимания многих специалистов, в число которых входят аллерголог, дерматолог, невропатолог, гастроэнтеролог и ряд других врачей.

Психосоматика кожных реакций

Кожа-это показатель здоровья всего организма и психологического состояния пациента. Нередко дерматит развивается в результате стрессовых ситуаций, эмоциональных потрясений, сильных переживаний и различных отрицаний, особенно если такие состояния повторяются.

Например, при возникновении атопической сыпи в области рук или ног, возможно, что ребенок не желает гулять или сделать то, о чем его просят. При дерматите в области головы, а также себорее, причина развития болезни может заключаться в заниженной самооценке и психологическом давлении на малыша.

В более запущенных случаях дерматит может указывать на серьезные внутренние проблемы и фобии, в результате которых ребенок старается отгородиться от своего окружения.

Наиболее часто тяжелое развитие симптоматики наблюдается у эмоционально неуравновешенных пациентов, тяжело переживающих возникающие проблемы внутри себя, что дополнительно провоцирует внутренний психологический конфликт.

При формировании психологического контакта с матерью маленьких детей важным фактором является кожа, прикосновения к которой позволяют малышу чувствовать себя защищенным и любимым. Грудные дети обладают особой чувствительностью, чувствуя настроение матери через тактильный контакт. При дисбалансе таких отношений, у ребенка возможно психосоматическое развитие атопического дерматита.

В старшем возрасте следует искать причину развития этого процесса во внутрисемейных отношениях. Например, дети крайне чувствительны ко всем переживаниям и страхам матери при выяснении отношений между родителями, а также остро реагируют на возникновение конфликтных ситуаций в школе или детском саду. Малыш с атопическим дерматитом неуютно чувствует себя в коллективе. Ему кажется, что сверстники насмехаются над ним из-за гиперемированных высыпаний на коже, что вызывает желание избавиться от нее.

Это приводит к психологической проблеме отторжения собственной кожи и тела, что, в свою очередь, порождает неправильную подачу нервных импульсов в головном мозге, воздействующих на иммунную систему. В результате такого импульса здоровые клетки эпидермиса собственного организма принимаются иммунной системой, как чужеродные, что приводит к их явному отторжению.

Заключение

Лечение атопического дерматита требует длительного времени и терпения, как врача, так и родителей. Нередко заболевание проходит самостоятельно в период гормональной перестройки организма. Иногда для выяснения причины развития дерматита требуются месяцы и даже годы, однако не следует опускать руки, пунктуально выполняя все рекомендации лечащего врача, в том числе и профессионального психолога, обладающего навыками работы с такими пациентами.

При тщательной проработке психологического фактора можно достигнуть длительной ремиссии заболевания, снизив частоту обострений.

Необходимо учитывать, что помимо медикаментозной и психологической помощи, огромное значение имеют профилактические мероприятия, включающие в себя соблюдение гипоаллергенной диеты, режима сна и отдыха, физических нагрузок и закаливающих процедур.

При неэффективности проводимых мероприятий и нарастании симптоматики требуется проведение тщательного обследование пациента, чтобы исключить скрытые причины атопического дерматита (нарушение обменных процессов, заболевания ЖКТ, патологические проявления со стороны ЦНС).

Нельзя принимать решение о начале терапии, не проконсультировавшись с врачом, так как самостоятельный прием препаратов, особенно в детском возрасте, грозит серьезными последствиями, которые могут потребовать более агрессивной терапии.

Источник: http://papillomy.com/dermatit/atopicheskij-psihosomatika-u-detej.html

Ссылка на основную публикацию